Казахстан совместно с Азербайджаном изучает варианты новых экспортных маршрутов в качестве альтернативы для транспортировки своих увеличивающихся объемов природного газа на международный рынок. Этот вопрос обсуждался в ходе заседания азербайджано-казахстанской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству в Баку. Как отмечает Eurasianet в материале Kazakhstan Looks to Azerbaijan for Gas Transit со ссылкой на министра энергетики Казахстана Каната Бозумбаева, один из рассматриваемых вариантов - строительство завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) в Западном Казахстане для дальнейшей транспортировки этого товара через Азербайджан на мировой рынок.
Казахстан производит значительные объемы газа, гораздо больше, чем требуется для внутреннего потребления, и пытается найти выгодные рынки для его продажи. По оценкам министерства энергетики, добыча газа в этом году достигнет 50 миллиардов кубометров, что на 10% больше, чем в 2016 году. Причем Канат Бозумбаев сказал в Баку, что тенденция роста будет продолжаться. Проблема в том, что делать с этим огромным количеством газа.
Согласно последним исследованиям, около 30% газа, добываемого в Казахстане, используется для внутреннего потребления. Еще около 40% повторно закачивают обратно в нефтяные скважины для поддержания давления. То, что остается, продают за границей. Казахстан и Китай в октябре подписали однолетнее коммерческое соглашение о поставке 5 млрд кубометров газ. Благодаря этой сделке, газотранспортная компания ”КазТрансГаз” получит $1 млрд. Топливо будет поступать с месторождений в Западном Казахстане и из собственных хранилищ компании.
Кайрат Шарипбаев, вице-президент по транспортировке и маркетингу газа государственной нефтегазовой компании ”КазМунайГаз”, считает, что это смелый шаг в поиске новых экспортных направлений для продажи газа страны. ”Диверсификация транзитных и экспортных маршрутов транспортировки казахстанского природного газа, а также увеличение экспорта являются важными стратегическими задачами, поставленными президентом Казахстана”, - сказал Кайрат Шарипбаев.
Однако Казахстану необходимо каким-то образом присоединиться к трубопроводу между Китаем и Туркменистаном, который продает свое собственное топливо по самым низким ценам. Как отметил Шарипбаев в октябре, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев настаивает на необходимости ”создания новых транспортных коридоров”, в которые может войти Азербайджан. Но не все так просто. Как сообщил источник в государственной энергетической компании Азербайджана, SOCAR, новостному порталу 1news.az, хотя идея об СПГ рассматривается, условия все еще неподходящие: ”На данный момент у нас нет необходимой инфраструктуры, нам также нужно продумать логистику”.
Тем не менее Казахстан серьезно размышляет о прагматичных потенциальных решениях своей экспортной головоломки. Соседний Туркменистан также давно стремиться перекачивать свои огромные газовые богатства в направлении Европы через Азербайджан, а затем дальше в Турцию. Планы Ашхабада в отношении спорного Транскаспийского трубопровода осуществимы, хотя они больше обсуждаются, чем осуществляются. В то же время, Туркменистан весьма неохотно даже говорит о том, чтобы использовать свои собственные ресурсы для достижения этого видения. Разговоры о прикаспийских терминалах сжиженного природного газа могут пока казаться преждевременными, но очевидная готовность Астаны рассмотреть вопрос об инфраструктуре, модно считать демонстрацией намерений.